Ритм-энд-блюз

Ритм-энд-блюз

Автор: wikipedia.org

Дата добавления: 2013-05-16

img

Ритм-н-блюз, или ритм-энд-блюз

(Rhythm & Blues, сокр. R&B — ритм и блюз) — обобщённое название для массовой музыки, развившееся на основе блюзовых и джазовых стилей 1930—1940-х годов.

Впервые термин использовался в США в 1947 году для обозначения современных, с элементом танцевального ритма, популярных направлений в музыке афроамериканских исполнителей. В конце 1940-х годов термин получил маркетинговое, а затем общее признание.

Ритм-н-блюз стал одним из популярных молодёжных музыкальных стилей 1940—1950-х годов в США, и во многом способствовал появлению рок-н-ролла.

В 1969 году журнал «Биллборд» объявил о конце эры ритм-н-блюза, переименовав свой чарт в «Самые продаваемые соул-синглы» (англ. Best-Selling Soul Singles). Соул стал более широкими понятием, включавшим в себя музыку исполнителей разных рас и национальностей.

Возникновения термина

Ритм-н-блюз впервые упоминается журналистом Джерри Уэкслером в журнале «Биллборд» за 1947 год. Готовя колонку чартов, Джерри Уэкслер обратил внимание, что используемое для обозначения афроамериканских хит-парадов название — «расовые записи» (англ. Race Records), — имеет негативную окраску, и стал использовать в своих рецензиях термин «ритм-н-блюз». 17 июня 1949 года журнал «Биллборд» официально признал новое название, переименовав свой хит-парад в «Ритм-н-блюз записи» (англ. Rhythm & Blues Records). Таким образом, ритм-н-блюз стал синонимом популярной музыки афроамериканских исполнителей.

Несколько раньше, в 1948 году, компания «Ар-си-эй» утвердила в своих каталогах новое название для обозначения записей афроамериканских исполнителей — блюз-энд-ритм (англ. Blues & Rhythm), вместо устаревшего довоенного термина расовая музыка.

Некоторое время оба названия применялись одновременно. Со временем, термин ритм-н-блюз оказался наиболее приемлемым и удачным обозначением популярной афроамериканской музыки.

Распространение и развитие

Появление ритм-н-блюза связывают с урбанизацией афроамериканцев с юга США, переселившихся в большие города и с развитием новых технологий, в первую очередь звукозаписи. Так, в Лос-Анджелес переселились Ти-Боун Уокер из Техаса и Би Би Кинг из Мемфиса; в Чикаго из дельты Миссисипи — Мадди Уотерс, Элмор Джеймс, Хаулин Вольф; в Нью-Йорк — Луис Джорден из Арканзаса и Джо Тёнер из Канзас-Сити.

Переселение блюз-исполнителей в города было связано со становлением афроамериканских звукозаписывающих компаний. Приезжающие в город исполнители выступали в клубах, барах и дансингах, где стали использовать микрофоны и электрогитары. Теперь относительно небольшой коллектив мог играть громче и мощнее, как целый оркестр.

Ритм-энд-блюз стал массовой, коммерческой музыкой, ориентированной на рынок. По сравнению с традиционным блюзом новый стиль стал более громким и агрессивным, утратив некоторые достоинства тихого сельского блюза, его нюансы и интимность. Ритм-энд-блюз стал гораздо более однообразным — на первый план вышла развлекательность и танцевальность. Группа исполнителей стала доминировать над солистом и функция самовыражения последнего, традиционная для «старого» блюза, отошла на задний план.

На рубеже 1950-х годов под влиянием Мадди Уотерса молодые чернокожие гитаристы (Чак Берри, Бо Дидли) и пианисты (Литл Ричард, Фэтс Домино) осуществили подлинную революцию в ритм-энд-блюзе и популярной музыке в целом, создавая заводные, обладающие бешеной энергетикой мелодии и дополняя их словами на остро современные, прежде запретные темы.

Предприимчивый диск-жокей Алан Фрид, заметив новую тенденцию, придумал для этого направления название «рок-н-ролл». Первоначально «белая» аудитория относилась к модной музыке настороженно, однако усилиями таких музыкантов, как Билл Хэйли, Элвис Пресли, Пэт Бун и Бадди Холи, рок-н-ролл распространился среди «белых» подростков и стал стандартом популярной музыки как в США, так и в Европе.

В 1960-х годах появлялись новые исполнители и продолжали выступать признанные лидеры, стоявшие у истоков ритм-н-блюза.

Соул

В началу 1960-х годов Сэм Кук создал особый исполнительский стиль, который фиксировал спонтанность, непосредственность лирического чувства. Атмосферу импровизации, присущую живым выступлениям, передавала и музыка Рэя Чарльза, обогащённая элементами госпела и джаза. Индивидуализированная, более эмоциональная манера ритм-энд-блюза получила название «соул»(от англ. Soul — душа). Этот термин получил такое широкое хождение, что понятие «ритм-энд-блюз» на несколько десятилетий вышло из употребления за пределами США. Мастерами классического южного соула были Арета Франклин и Отис Реддинг, творчество которых тесно связано с борьбой чернокожих за свои гражданские права.

Фанк

К концу шестидесятых годов обозначилось направление утяжелённой танцевальной музыки — «фанк». Первые записи в этом стиле принадлежат Джеймсу Брауну («I Feel Good»), однако дальнейшее развитие этой музыки неразрывно связано с именами Слая Стоуна и Джорджа Клинтона. Электризированный клубный фанк, одним из характерных представителей которого был Айзек Хейс, дал в середине 1970-х начало музыке «диско».

Современный ритм-н-блюз

В 1982 году журнал «Кэш Бокс» предложил новое название для музыки афроамериканских исполнителей — «Современная чёрная музыка», назвав свой хит-парад «100 лучших современных чёрных синглов» (англ. Top 100 Black Contemporary Singles). Термин получил всеобщее признание в 1980-х годах, и относился ко всем направлениям афроамериканской популярной музыки, а также «белых» изданий, рассчитанных на эту аудиторию. К началу 1990-х годов название ритм-н-блюз снова вернулось в чарты.

Современный ритм-н-блюз (Contemporary R'n'B, который зачастую называют просто R'n'B) — музыкальный жанр, особенно популярный в США, настоящее положение которого было задано с 1940-х годов музыкой в стиле R&B. Несмотря на то, что сокращение «R'n'B» производит ассоциации с традиционной музыкой в стиле ритм-энд-блюз, сегодня эта аббревиатура используется чаще для определения стиля афроамериканской музыки, появившегося после диско в 1980-х. Этот новый стиль сочетает в себе элементы соула, фанка, танцевальной музыки и — в результате появления течения нью-джек-свинг в конце 1980-х — хип-хопа.

Просмотров: 512

Оцените статью: 1 2 3 4 5

Комментарии к этой статье

Добавить новый комментарий

Введите сумму чисел: